Дивертисмент 4
НЕОЖИДАННЫЕ ЛАБИРИНТЫ
Так говорят маленькие дети
Дорогие коллеги! Принято считать, что дислалия – одно из самых простых нарушений речи: подумаешь, не удается правильно выговорить тот или иной звук речи, это не страшно! Действительно, большой беды здесь нет, и, к тому же, способы устранения этого недостатка известны. Но… каковы мозговые механизмы дислалии? Этот вопрос гораздо сложнее. Отвечая на него, прежде всего, следует уточнить о какой дислалии идет речь. Если о той, которая наблюдается у подавляющего большинства маленьких детей, т.е. о физиологической дислалии, то здесь все более или менее понятно. Налицо упрощение способа произносить звуки речи, смягчать их, например, вместо шипящих свистящие (вм. шапка – сяпка и пр.). Эти замены не выходят за пределы фонетики, нормативной для языка, которым ребенок овладевает. Они возникают потому, что у него не сразу формируется нормативная артикуляционная способность (артикуляционный праксис). Пройдет время, и ребенок научится правильно слышать звуки речи (созреет речевой слуховой гнозис) и передавать их «из уха на язык» и другие органы речевого аппарата (созреет артикуляционный праксис).
Так говорят не все маленькие дети
Теперь поговорим о более сложном, т.е. о том, почему ребенок искажает произнесение звуков речи таким образом, что эти искажения выходят за пределы нормативной для конкретного языка фонетики. Я имею в виду межзубные, боковые, щечные сигматизмы, горловые, носовые ротацизмы и пр. С какой стати ребенок должен усложнять способ их артикулирования? Ведь произнести, например, звуки Ч, Ш, Ц, отодвигая язык в бок и направляя в эту сторону воздушную струю, сложнее, чем располагая их по средней линии. Напрашивается логичный вывод, что мышцы одной стороны артикуляционного аппарата у ребенка слабее, чем мышцы другой. Такой симптом, как известно, обусловлен нарушением нервного снабжения мышц со стороны ядер черепно-мозговых нервов (ЧМН), а они, в свою очередь, зависят от работы так называемого корково-ядерного пути. Этот путь связывает ядра ЧМН и кору мозга. Он является частью большого пирамидного пути и по-другому обозначается как кортико-нуклеарный (нуклеус по латыни – ядро).
(Рис. Кортико-нуклеарный путь).
Нарушения в снабжении речевых мышц со стороны этих структур мозга являются причиной такого нарушения речи как дизартрия, в частности, псевдобульбарная (Винарская Е.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ташкент : Медицина УзССР, 1989. – 165 с.)
Между тем, обсуждаемые выше искажения способов звукопроизнесения традиционно принято относить к дислалии. Какая разница, скажет кто-то из вас, это же вопрос терминологии. В том-то и дело, дорогие друзья, что нет. Это вопрос не терминологии, а понимания сути данного нарушения.
Что это на самом деле?
Что же, всякое искаженное (не упрощенное, а именно искаженное!) звукопроизношение следует считать дизартрией? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Дизартрией принято считать такое речевое расстройство, при котором нарушается не только артикулирование, но и просодическая сторона речи в целом (невнятность, невыразительность, назализация и пр.). Этому критерию дислалию по типу искажений звукопроизнесения не отнесешь, а вот по состоянию речевых мышц – да. Это, как мне представляется, именно она, дизартрия, причем одна из ее форм, а именно псевдобульбарная. Тут правда, есть еще один подвох. При дизартрии изменения мышечного тонуса видны в ходе диагностики. Например, ребенка просят высунуть язык и удерживать его, положив на верхнюю и нижнюю губу. В этом случае у дизартриков наблюдается высокий тонус мышц, возможно, дрожание, укороченная фаза действия. А у детей, которых относят к дислаликам, этого может не быть. Почему? Потому что тонус мышц уже стал нормативным (о, премудрая спонтанная компенсация!), а привычка неправильно произносить звук речи осталась у ребенка с тех времен, когда мышцы органов артикуляции были не в порядке.
Каков же выход, как же все-таки обозначить такое нарушение – как дислалию или как дизартрию? Наверное, можно считать, что искажения звукопроизношения, выходящие за рамки нормативной для данного языка фонетики, является симптомами дизартрии, а не ее синдромами. Так и следует указывать в речевом диагнозе: имеются остаточные симптомы такой-то дизартрии.
Почему такое решение актуально? Да, потому, что от конкретного диагноза нарушений звукопроизношения – упрощение или искажение - зависят и методы коррекционная работы по его исправлению. Мне приходилось слышать споры специалистов между собой: одни утверждают, что в работе с дислаликами обязательно нужны логопедические массажи, другие возражают, что и без них можно достичь хорошего результата. Как водится, и те, и другие правы: смотря какое нарушение! Если виноваты незрелый слуховой гнозис или артикуляционный праксис, то необходимости в массажах нет, нужно совершенствовать их. Если же виноваты мышцы, то правильные массажи и другие методы, которые нормализую тонус речевых мышц и объем их движений, крайне актуальны.
Таким образом, дислалия – это не просто. Понимание ее сути и причин появления, как я старалась показать, не прямой путь, а лабиринт. У структур мозга, обеспечивающих речь, свои причуды. А нам с ними жить в профессии и достигать отличных результатов.
Жду откликов!
Ваша Татьяна Визель