Афферентный артикуляционный праксис - результат объединения в единое целое, с одной стороны, поступающих извне (в ухо) звуков речи, а с другой стороны, особых внутренних двигательных актов, а именно действий орального праксиса (позы языка, губ, челюстей). Объединившись с дыханием и голосом, оральные органы способны сделать так, чтобы звуки речи превратились в артикулемы – основные единицы устной речи. Подготовка к этому умению тянется издалека, с того времени, когда ребенок начинает отличать голос мамы от других голосов, узнавать животных по их «голосу», и, на что обращается недостаточно внимания, с умения управлять своими губками, языком, свои дыханием и голосом. Не просто кричать, сосать, пить, жевать, глотать и пр., а «играть», надувая щеки, щелкая и цокая языком, вытягивая и растягивая губы. Эти игры, как правило, ни на кого не рассчитаны, они для себя, для собственного удовольствия: что хочу, то и делаю! Однако это «для себя» оказывает важную услугу, когда начинает появляться речь. Вот он оральный праксис - поистине важная персона! Без него – никуда! Конечно, в том случае, если он нарушен грубо. Его легкие нарушения оборачиваются лишь дислалией. Борис Моисеевич Гриншпун (мой большой друг!) называл такую дислалию моторной, в отличие от сенсорной, обусловленной недостаточностью слухового восприятия звуков речи (гнозиса).