Дивертисмент 2
ИНКРУСТАЦИИ
Не уверена, что я точно назвала то явление, о котором пойдет речь, но, согласитесь, красиво, а это уже не мало. Разговор пойдет о том, что является необходимым с самых первых шагов к речи. Иначе – беда – алалия.
В нашей земной жизни действует, не знаю, к сожалению или к радости, принцип вложения. Имеется в виду вложение одного в другое для зарождения, продолжения или совершенствование жизни. Не буду распространяться по поводу принципу зачатия человека и кидания семян в землю. Начну сразу с когнитивного и, в частности, речевого развития ребенка, притом, не с самого начала, а с того, что в нем наиболее выпукло. Для того, чтобы ребенок овладел пониманием Слова, он должен соотнести его с Предметом, который оно обозначает. Вот тебе на! – скажете вы, это же не новость. Постойте, не спешите! Слово и Предмет должны быть не просто соотнесены друг с другом, а слиться воедино. Для этого Предмет должен интегрироваться в Слово, т.е. войти внутрь него, если хотите, инкрустироваться, и там остаться. Появится синкретическое единство «Предмет-Слово». Нет, нет, Предмет не покинет родного места, в затылочных долях мозга, но отдаст свой Образ левой височной области, где живет слово. И Слово перестанет нуждаться в реальном Предмете. В самом деле, ребенка спрашивают, как разговаривает уточка. Никакой уточки рядом нет, ни реальной, ни картинной, а он отвечает кря-кря. Значит, эта уточка прочно поселилась в Слове, внутри его фонемной оболочки. Таким же образом обстоит дело с освоением способности говорить Слово от себя (спонтанно). Ребенок не слышит Слово, которое хочет сказать, он подбирает нужные артикуляционные действия по Слову, которое звучит у него внутри. Вначале получается не очень точно, но со временем дело налаживается. А все благодаря тому, что Образы того, как нужно артикулировать, интегрируются в Фонемы, становятся с ними единым целым. Фонемы, жительницы виска, оказываются способными и кодировать смысл слова и озвучивать его в речи самостоятельно, одновременно и без помощи других областей мозга. Разве, что отдадут краткое и точное приказание речедвигательной коре. Вот почему мы можем так быстро и свободно общаться друг с другом, используя Слова, инкрустированные артикуляционными Образами. Если это чудо не случится в раннем детстве, – беда, а именно алалия.
С освоением других видов речи дело обстоит так же. В слова интегрируются разные перлы мышления, например, знание места слова в предметной классификации (называние предметов словом), или представления о количестве, пространстве и времени (словоформы – единицы морфологии) или же умение извлекать из действия (глагола) программу высказывания (синтаксические модели).
Вот так. Интеграция, инкрустация – хоп! - получение нового, экономного, удобного, прочного. Показывайте детям мир вокруг и говорите им Слова, которые отражают этот наш удивительный, ужасный и прекрасный мир.
С любовью к вам
Ваша Татьяна Визель